1109

Выдающийся тюрколог Тенишев

Исполнилось 100 лет со дня рождения всемирно известного востоковеда-тюрколога, специалиста в области сравнительно-исторической грамматики, истории тюркских и монгольских языков, языков древнетюркских памятников, доктора филологических наук, профессора, члена-корреспондента РАН, члена Турецкого лингвистического общества, Финно-угорского общества, заведующего отделом урало-алтайских языков Института языкознания РАН, председателя Российского комитета тюркологов Эдхяма Рахимовича Тенишева.
«Люди этой профессии, без всякого преувеличения, достойны таких эпитетов, как великие труженики, хранители культур и цивилизаций, первооткрыватели, подвижники. Известность их, однако, ограничена узким кругом специалистов, а сама работа, с полным пониманием объёма труда и его ценности, доступна единицам. Люди эти — лингвисты и, более всего, те из них, кто изучает языки «малых народов», исчезающих или давно уже исчезнувших с лица земли», - писал Владислав Бахревский.

1108

Страна чудес Альфии Саргин

Простота рисунка, напоминающая детский или первобытный, большие участки одного цвета, яркие краски, особенно много желтой, синей, красной. Нереалистичность цветовых решений, когда земля может быть красной, а деревья - синими. А ещё таинственность и мистичность. «Нет-нет, я не называю себя художником какого-то направления, я, прежде всего, исследователь, - говорит о себе художница Альфия Саргин. – Мне интересно работать не над одной картиной, а над масштабным проектом». Общаться с ней удивительно легко и приятно, она часто смеется, не давит и не хочет казаться умнее или лучше, как часто случается с едва знакомым собеседником. Мы беседуем за чаем в мастерской Альфии недалеко от Галереи современного искусства в Казани. Здесь осенью пройдет выставка ее мультимедийного художественного проекта “α-ДНК». Это картины, видеоинсталляции и арт-объекты, посвященные самоидентификации, экологическому сознанию, генетическим связям народов. Впрочем, обо всем по порядку.

1107

ҖАНЫМ МОНДА КАЛА...

Менә инде ничәнче көн тәрәз каршындагы өянкеләрнең искән җилдән акрын гына тирбәлүеннән өстәлгә ачып салган көндәлек дәфтәренең битләре ачыла да ябыла... Вакыт җилләреннән инде саргая башлаган дәфтәр битләренә язылган истәлекләргә күңел хатирәләре дә өстәлә, моңсулык иңә...

Гомернең шундый бер чорына җитәсең, хатирәләр белән яши башлыйсың. Иҗат кешесенең алкышлар һәм табышлардан, югалту һәм сагышлардан торган тормышында бәгырьләрне телеп-телеп ала торган хатирәләр, һай, күп тә соң! Әнә алар, әле мәктәптә укыганда, хорда җырлап торган чагында, Салих Сәйдәшевнең чәченнән сыйпап: «Җырла, бәгырь, син әле Мәйсәрәләрне уйнарсың», – дигән ягымлы тавышы. Мәскәүгә Щепкин исемендәге Югары театр училищесына укырга җибәрергә җыенганда Татарстанның халык артисты Һидаят Солтановның: «Хәмитова, мондый мөмкинлек ике тапкыр булмаячак!» – дигән үгете яңгырап китә.

1106

Лето в городе

Не у всех столичных семей есть возможность на лето отправить ребенка-школьника на дачу или в оздоровительный лагерь. Чтобы дети не находились без дела в городе, мы собрали наиболее интересные и полезные активности, которые предлагает в этом году город.
Самая захватывающая городская смена ждет в Морском центре им. Петра Великого Московского центра "Патриот.Спорт". Здесь в июне и августе в акватории Химкинского водохранилища пройдут обучающие занятия по гребле на шлюпке и хождению под парусом.

1105

Мастер книжной графики

Байназар Мустафьевич Альменов (1909-1976) свыше 40 лет был одним из ведущих мастеров книжной графики Татарстана. Выдающийся иллюстратор произведений татарской классической литературы, один из символов высокого искусства Татарского книжного издательства он проработал в этом коллективе несколько плодотворных десятилетий, оформил более 200 книг писателей. Знакомство с татарской литературой, особенно с произведениями Габдуллы Тукая, до сих пор для многих начинается с книг, иллюстрированных Байназаром Альменовым. Наставник молодых художников, Байназар Альменов помог творческим людям найти свое призвание. Особая дружба связывала Байназара Альменова с Харисом Якуповым и Лотфуллой Фаттаховым, с которыми их объединяло и родство. Сестра Байназара Альменова – художница Рушания стала женой Хариса Якупова, а сестра Якупова – женой Лотфуллы Фаттахова.

1104

Наш Амирхан-мурза…

Я регулярно встречался с ним под Москвой в Малеевке, лет пятнадцать подряд. Раз десять был зван на его дни рождения, если моя путевка в Малеевку выпадала на февраль. По его приглашению раз пять сидел с ним в течение двадцати и более дней за одним обеденным столом в Домах творчества в Пицунде и Переделкино.
А познакомились мы в Ялте также в Доме творчества писателей страны Советов. Познакомил нас никто иной, а великий Ильхам Шакиров. В тот же день Амирхан-абый подарил мне свою книгу «Гуляндам…» в переводе незабвенного Рустэма Кутуя.
Мудрейшим человеком был классик татарской литературы Амирхан Еники. Титан!.. По рождению он мурза, то есть из рода татарских дворян. За это он хлебнул много горя от властей в молодости, да и не только, в течение всей своей жизни. В знак особого уважения писателю я главного героя своего знаменитого романа «Пешие прогулки» назвал Амирханом.

1103

Мистическое притяжение…

Отношение к начертанному «Слову» в исламе особенное – трепетное, приносящее покой и укрепление в вере. Регулярно проходящие в Татарстане специальные выставки представляют современный взгляд на многовековое искусство арабской каллиграфии, классические каноны которой не теряют своей актуальности. Важно отметить, что художники воспринимают не только принятый в арабских странах или Турции каллиграфический канон, но и изучают богатейшую историю татарского шамаиля.
С казанской художницей Гульназ Исмагиловой и ее творчеством я познакомился благодаря главному редактору журнала «Магариф» Сюмбель Таишевой. В этом одном из старейших татарских периодических изданий принято поддерживать таланты, знакомить людей, занимающихся творчеством и просвещением своего народа. Здесь же заместителем главного редактора работает мама Гульназ – журналист Расиха Фаизова.
У Гульназ собственное переосмысление традиции шамаиля. Она работает шире – скорее, в богатстве исламской каллиграфии в целом, где шамаиль – одно из воплощений представления о красоте начертания слова.
«Окончив лицей, я поступила в Турции в университет. Мой первый наставник, известный казанский живописец Владимир Попов, дал мне совет: «В Турции большая школа каллиграфии, впитывай как губка». В Турции я брала уроки по каллиграфии и тезхиб (искусство золочения Корана) у таких мастеров, как Угур Наир и Мукаддес Орхан».

1102

Этот город запомнил я навсегда...

Крым прекрасен в любое время года, а для жителя Центральной России, приехавшего из вполне еще зимней погоды, теплая весна в марте кажется чудом. Разумеется, крымская природа разнообразна и наступление нового сезона происходит неравномерно. Если в Евпатории казалось, что путешествие становится летним, то в горной части ночью мог на несколько часов выпасть снег. Утром снег оставался лишь на пологих крышах и быстро таял, придавая горному воздуху еще большую свежесть.
Совет друзей – остановиться в Бахчисарае оказался наиболее верным решением для знакомства с историей, культурой и современной жизнью крымских татар. Татарское наследие встречается в Крыму в самых разных частях, а минарет – привычный элемент пейзажа. Довелось побывать в Старом Крыму, в одной из древнейших на территории нашей страны мечетей – хана Узбека (XIV век) или в Джума-джами Евпатории – совершенстве великого Синана, но именно ритм и образ меланхоличного Бахчисарая подарили ощущение этой особой части тюрко-мусульманской цивилизации.

1101

Он был первым...

Фуад Хасанович (Хусаинович) Валеев - крупный ученый, основоположник татарского искусствознания, первый доктор искусствоведения в Поволжье оставил богатое научное и творческое наследие, которое не потеряло своей актуальности и в наши дни. Монографии, книги и научно-популярные статьи, тысячи рисунков, обмерных чертежей, фотографий служат глубоким научным базисом и первоисточником для исследований в области искусствоведения, этнографии, археологии и истории. Его исследования, посвященные татарскому орнаменту, декоративно-прикладному искусству, архитектуре, средневековому искусству Поволжья стали настольными книгами. Будучи принципиальным исследователем, Ф.Валеев пользовался заслуженным авторитетом в научных кругах, но вызывал неприятие властных структур, ставивших ему в вину концептуальные положения, якобы возвеличивающие культуру татарского народа. Его творческая биография отражает сложные судьбы многих советских ученых и деятелей культуры ХХ века, пытавшихся выйти за жесткие рамки, навязанные системой.
Ф.Валеев родился 15 мая 1921 года в Москве, умер 11 октября 1984 в Казани. Отец родом из деревни Малые Ковали (ныне Высокогорский район РТ), вырос в семье потомственных мастеров-кожевенников. Мать - Магдеева Нагима (1897-1986) была дочерью имама местной мечети, уроженца с. Шахмайкино Чистопольского уезда Шайхутдина Гайнутдина (1865-1930-е гг.). Он был указным муллой и приходился родственником известному общественному деятелю и писателю Гаязу Исхаки по материнской линии; по приглашению жителей Малого Ковали он служил в мечети и преподавал по джадидскому методу. Его жена (бабушка Ф. Валеева) – Магизян Салимова происходила из 40 поколенной династии татарских мулл Салимзяновых, проповедовавших в первой махалле соседнего села Альдермыш (дочь имама Габдрахмана, сына Хасана бин Салимзяна бин Исхака аль - Альдермеши). Мама и бабушка похоронены в Москве на Первом Даниловском мусульманском кладбище.

1100

Было незабываемо...

В театрах творилось нечто, ажиотаж в кубе, восторг, слёзы счастья и умиления. Вот на этих концертах и спектаклях вся татарская природа, хранившаяся где- то внутри человека, проявлялась очень ярко, куда- то уходила приобретённая за годы жизни узбекская натура или русскость. Народу хотелось общаться на татарском языке, молодёжи жениться, только на татарках. Я знаю, что такие гастроли сподвигли многие семьи вернуться в Татарстан. Жаль, что гастроли ярких исполнителей проходили в лучшем случае один раз в год. А театры из Казани приезжали ещё реже.

Ещё не были известны точные даты их приезда, а среди театралов уже начинался ажиотаж. Они ежедневно посещали кассы и надоедали вопросами о дате продажи билетов. Народ стремился купить билеты сразу на несколько спектаклей театра имени Галиасгара Камала. Эти несколько недель пребывания артистов в Ташкенте наполняли всех театралов и меломанов какой-то невероятной радостью и энергией. Моя мама буквально парила в небесах и на второй день после спектакля или концерта, уже с утра обсуждала вчерашние перипетии по телефону с подругами Гульсум-апа, Сания-апа, Фаузия-апа.
За месяц до приезда труппы театра или популярных Ильхама Шакирова, Рашида Вагапова, Альфии Авзаловой и Усмана Альмеева мама, её сестры, родственницы и подруги начинали шить у портних выходные платья…

1099

Сыны Отечества

Хочется верить, что братская могила воинов в селе Войсковое Солонянского района Днепропетровской области Украины, погибших при форсировании Днепра осенью 1943 года, сохраняется в порядке и с уважением. Несмотря на смутные времена в соседнем государстве, пересмотр очевидного, местные жители на востоке Украины все же не бояться достойно относиться к воинским захоронениям времен Великой Отечественной. В этом селе, далеко от своей родной деревни похоронен наш земляк Герой Советского Союза Садык Абельханов (1915-1943), освобождавший Украину и всю большую страну от фашизма. В далеком уже 1985 году на южной окраине украинского села Войсковое на берегу великой реки открыли мемориальный комплекс «Днепровский плацдарм». Тогда казалось, что память о фронтовиках останется здесь – на месте кровопролитных боев, незыблемой, как и их подвиг.

1098

Наш журнал и наша литература

Недавние выборы председателя Союза писателей Татарстана, вручение наград лауреатам Тукаевской премии вновь заставляют говорить о состоянии национальной литературы в республике. Главный редактор  журнала «Казан утлары» Рустем Галиуллин — один из самых перспективных татарских писателей и менеджеров. Работу молодого, но уже опытного главного редактора ценят и уважают совершенно разные по взглядам на жизнь и литературу люди.

1097

Просветители Сибири

Большую роль в деле образования и просвещения тюменских и тобольских
татар сыграли местные учителя, которые активно взаимодействовали с
Татарстаном. К сожалению, научная проблема культурного взаимодействия
татар Поволжья и Сибири пока не исследована. Данной статьей, посвященной местным педагогам довоенного периода, мы начинаем цикл публикаций, призванных
показать в историческом аспекте культурно-образовательное взаимодействие
Поволжья и Сибири, роль учебных заведений Казани и педагогов Татарстана,
которые приложили много усилий, чтобы ликвидировать безграмотность,
открыть школы, совершить культурную революцию в суровых условиях Сибири.

1096

Как они любили жизнь…

Чайхана находилась на Чукурсае. Есть такое унылое место в Ташкенте. Сплошь промзона, но сама чайхана была тихой и незаметной. От шумной и пыльной трассы под названием Уста - Ширин чайхану оберегали стройные тополя и густые акации. Более тридцати начальников цехов вместе с руководством одного известного в городе комбината по производству металлоизделий, собирались в ней на еженедельный и традиционный плов. Каждый четверг в обеденное время один из начальников цехов угощал пловом всех присутствующих. Желающих угостить коллег пловом было много, но существовала очередность, за которой следил лично парторг комбината. Постоянным поваром на этих посиделках был главный инженер Владимир Алексеевич, но из-за молодости его все звали просто Володей. Он приезжал в чайхану к десяти утра, где уже находились пакеты с мясом, рисом, нарезанной морковью, кунжутным или хлопковым маслом и т.д., включая закуску и выпивку. Продукты закупались в семь-восемь утра водителем главного инженера. Чуть позже начинали подъезжать остальные. Одни начинали помогать Володе у казана, другие готовить салаты из первых помидоров и огурчиков, третьи накрывать стол, вмещающий человек сорок, а то и больше. Ровно в час дня плов подавали на стол. Время от времени случались попытки других участников застолья продемонстрировать своё кулинарное мастерство, но все они терпели фиаско. По сравнению с тающим во рту пловом Володи у них получалась рисовая каша с мясом. Этот русский парень мог дать фору любому профессиональному повару. Кроме начальников цехов, в чайхану приезжали заместитель директора по быту, начальник ПТО, завскладом и директор небольшого магазина облпотребсоюза Агзаметдин Хусаинов. Сам директор комбината приезжал редко, не хотел мешать коллективу поговорить между собой. Национальный состав начальников цехов был самым разнообразным, это евреи-ашкенази, один армянин, узбеки, татары, русские, грек, бухарские евреи, казах, крымский татарин и гордый дагестанец.

1095

Рукописи помнят о многом

В 2016 году в Стерлибашевском краеведческом музее имени М.Г.Махмудова нам посчастливилось познакомиться с представительницей славного рода Тукаевых – правнучкой Мухаммадшакира Тукаева (депутата Госдумы II (1907) и III (1907-12) созыва от Уфимской губернии), внучкой муэдзина Садретдина Султанова – Лейлой Исламовной Султановой. На протяжении 17 лет она была бескорыстной и добровольной дарительницей музею ценных раритетов, связанных с жизнью и деятельностью рода Тукаевых-Биктемировых и Давлетшиных. Это семь альбомов со старинными фотографиями предков, различные предметы, принадлежавшие семьям Тукаевых и Султановых.
С 1999 по 2005 год ей выпало счастье дружить, переписываться с краеведом Махмудом Губаевичем Махмудовым, бывать в их доме. А его супруга, Анися Ахметсафовна, преподаватель татарского языка и литературы сельской школы Стерлибашево посвятила свою жизнь подрастающему поколению, беззаветно вкладывая в каждого ученика частичку своей души. Супруги Махмудовы были примером для всех учителей.

1090

Мастер народной песни…

Уже много лет не звучит его голос со сцены, но звезда корифея татарской музыки продолжает оставаться на высоте! Усман Гафиятович Альмеев принадлежит к благодатному поколению созидателей – первых татарских профессиональных вокалистов, мастеров народной песни и эстрады. И долгая зрительская ностальгия по высокому сценическому искусству – это и память о незабываемом образе Альмеева, его непереводимый на другие языки подлинно татарский Моң.
Апрель – главный месяц его судьбы. Весной 1915 года Усман Альмеев родился в старинной (еще булгарских времен) деревне Акъегет Свияжского уезда Казанской губернии – ныне Зеленодольского района Татарстана. Волга в это время уже освобождалась от льда, пробуждалась природа... В апреле 2011 года в Казани 95-летний патриарх татарской музыки завершил свой век. Между этими датами – сиротское детство, упорное желание развить свой голос, учеба в Татарской оперной студии при Московской консерватории, первые довоенные концерты, триумфальные партии в Театре оперы и балета, дружба с великими артистами и композиторами, литераторами и художниками и обретение своего имени, сценического долголетия.

1091

В красках душа народа

Когда приходят праздничные даты, связанные с историей Татарстана, или тукаевские дни в апреле, я часто обращаюсь к работам замечательной челнинской художницы Сагиды Сиразиевой. Ими хочется иллюстрировать, сопровождать эмоцию особого времени, делиться с еще не знающими наше искусство и нашу историю. А «Казан сөлгесе» Сагиды Сиразиевой стало и вовсе одним из наиболее ярких, актуальных воплощений национального мотива.
В последние годы творческий успех особенно сопутствует художнице – уже не только в городе на Каме, ставшем домом, но и в разных частях татарского мира. Добрые чувства пробуждают картины Сагиды Сиразиевой у посетителей выставок или любующихся подлинно татарскими образами через ограниченный экран компьютера, планшета. Конечно, будет логично объяснить корни этого мастерства в детстве, проведенном в деревне Метрәй Муслюмовского района Татарстана, знании уклада и красок народной жизни Закамья.

1092

Светозарная Казань…

Традицией нашей газеты является рассказ о музеях, важных культурных площадках и центрах. В апрельском номере – в месяц Тукая - речь пойдет о музее великого татарского поэта, обновленное пространство которого стало поводом для разговора о поэте и его времени.

Наш литературный музей был открыт как филиал Национального музея Республики Татарстан в 1986 году к 100-летию со дня рождения Габдуллы Тукая. Музей располагается в одном из красивейших зданий Старотатарской слободы Казани. Двухэтажный особняк был построен в конце XIX века, позднее перестроен по проекту архитекторов Г. Руша и Ф. Амлонга в стиле романтического модерна. Здание известно казанцам как дом Шамиля: здесь в 1882-1906 годах жила семья сына знаменитого кавказского имама Шамиля – генерал-майора Мухаммед-Шафи Шамиля. Его женой была татарка Бибимарьямбану - единственная дочь богатого казанского купца-мецената Ибрагима Апакова. Со дня открытия музей является центром, объединяющим любителей творчества Габдуллы Тукая, и своеобразным клубом, аккумулирующим в своих стенах творческую энергию.

1093

Его имя витало в воздухе…

Это имя - Нияз Даутов - я узнал еще в детстве, еще до того, как впервые попал на оперное представление, еще до того, как впервые услышал голос знаменитого певца, до того, как увидел его на экране.
Имя, казалось, витало в казанском воздухе, его произносили с восторгом - так, как сейчас произносят имена голливудских звезд.
Отношение к оперным любимцам в середине (уже прошлого!) века, пожалуй, можно сравнить только с теперешним идолопоклонством перед поп-звездами.
Достаточно сказать, что обожательницы Даутова, сведенные с ума его тенором и красотой, шли за ним следом зимним вечером после спектакля, когда он возвращался домой. Шли и ели снег, по которому ступал ОН.
Говорю об этом с чужих слов - со слов одной из этих самых «даутисток», как они себя гордо называли. Да, в Москве были «лемешистки» - поклонницы Лемешева, а в Казани и Свердловске, где жил и пел Даутов и его герои: Ромео, Фауст, Ленский, Альфред.., - «даутистки».
«Мода!» - скажет кто-то. Провинция не хотела отставать от столицы, вот и все.

1094

Сердечная благодарность

Академик Российской академии наук, президент Международного хирургического общества имени М. Дебейки, лауреат госпремий СССР и России Ренат Сулейманович Акчурин - один из создателей отечественной микрохирургии, автор около трёхсот научных трудов по микрохирургии и сердечно­сосудистой хирургии, внедрённых в клиническую практику. Под его руководством впервые в Европе была разработана лазерная ангиопластика коронарных артерий, также созданы методики, сочетающие лечение онкологических заболеваний и тяжёлых форм ишемической болезни сердца. Профессор Р.С.Акчурин известен в мире как учёный, который развил уникальные направления в восстановительной микрохирургии сосудов и сердечно­сосудистой хирургии. Его научные исследования и вклад в практическое здравоохранение связаны со становлением микрохирургии, развитием коронарной микрохирургии. В течение многих лет он работал над такими новаторскими направлениями, как реконструктивная и пластическая микрохирургия, реконструктивная и пластическая хирургия конечностей, реконструктивная микрохирургия коронарных артерий, хирургическое лечение ишемической болезни сердца, хирургическое лечение нарушений ритма, защита миокарда, лазерная ангиопластика, вопросы трансплантации сердца и комплекса сердце — лёгкие.